Черкесы
ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы
адыгов в Рос. Федерации. Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии -
40,2 тыс. чел. В прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли
"кабардинцы", "бесленеевцы" или "адыги". Живут также
в странах Бл. Востока, куда переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв.
"Ч." часто объединяются выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап.
Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России. Язык
кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыг. группы
северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты Назв. "Ч.",
вероятно, восходит к "кер-кет", как называли др.-греч. авторы одну из
групп адыгского нас. сев.-вост. побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была
заселена адыгами в 5-7 вв. В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек,
основав здесь княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась
и на Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение
кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. Ч. были
бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся к 16 в. В 16-18
вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, бесленсйские черкасы, а
занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки.
В 1922 образована
Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на Карачаевскую АО и Черкесский
нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были вновь объединены), в 1991
преобразована в республику. Оси. занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы,
лошади, кр. рог. скот; до принятия мусульманства разводили также свиней).
Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло
было в осн. связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна,
изготовление одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у
соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. Широко
распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были объединены в
независимые сел. общины, имевшие свои органы самоуправления (в осн. - из
зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались
общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на нар. собраниях.
Сохранялись патрилипейныс родств. группы (члены к-рых иногда образовывали
особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества.
Большая патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до 100
чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали возрождаться в кон.
19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись па всех
родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном
родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки
заключались через уплату калыма. Возникновение большей части совр. аулов
Черкесии датируется 2-й пол. 19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в
20-х гг. 20 в.- 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно
фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные
глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный
пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье супружеских пар),
примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой
служила одна из комнат или отд. постройка. У стены между дверью и окном
устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри к-рого устанавливали
перекладину для подвешивания котла. Хоз. постройки также делались из плетня,
часто имели круглую или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные
многокомнатные дома. Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая
шапка с суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у
богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые
имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по праздникам. Жен.
одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. Платье имело разрез от пояса
до полу. Нарядное платье шилось из шёлка или бархата, украшалось галуном и
вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам.
Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из
тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном,
серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной
убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки ходили в
платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до
рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с высоким твёрдым
околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх
накидывался тонкий шелковый платок; после рождения ребёнка женщина совершенно
закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались сзади под косами и
завязывались на темени особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац.
платья только по праздникам.
Летом питаются преим.
молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные
блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, к-рый употребляют с
калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб.
Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся
курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем.
Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят
варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью.
После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко.
Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят
бузу. По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в
сиропе), пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на
общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей
песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни.
Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный
инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и палочками. В кон. 18 в. у
русских была заимствована гармоника, на ней играют гл. обр. женщины, на
остальных инструментах - мужчины. В 14-15 вв. Ч. считались христианами.
Христианство проникло сюда из Византии и Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал
проникать ислам. Окончательно исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства
сохранялись в Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам -
богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе,
кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды -Зейк1уэтхэ, богу
молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу.