Карачаевцы
Карачаевцы самоназвание кърачайлыла, коренное
население Карачая в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс.
в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят
на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие -
мусульмане-сунниты. В этногенезе Карачаевцы принимали участие местные
кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и
кипчаки (половцы). В домон-гольское время Карачаевцы входили в алананский союз
племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники
13-14 вв. на территрии Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки
карачаевцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа. В 1828
карачаевцы вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть
административного округа Эльбрусский. После гражданской войны и установления
советской власти (1920) определился статус карачаевцев в рамках
наионально-территриальной автономии: 1920 -Карачаевский округ, 1922 -
Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи
с депортацией карачаевцев в Среднию Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения
карачаевцев на историческую родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в
1991 преобразована в республику. Основные традиционные занятия - отгонное
(альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также
пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо,
пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает
оставаться главныи занятием горной и предгорной части населения.
Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и
овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - выделывание
войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок,
вязаных шерстяных изделий, обработка кожных шкур, резьба по дереву и камню,
золотое шитьё. Традиционные селения - в горах скученные, большие, разделённые
на родофамильные кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной,
прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная)
однокамерная, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей.
Жилые и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз).
Стены жилища завешивались войлочными коврами. Внутри жилища выделялся
пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отдельный дом или комната
отводились для приёма гостей (кунацкая). С конца 19 в, появляются многокамерные,
двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже
шифером. Национальная одежда карачаевцев
сходна с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из
рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка.
На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, и др. Летний головной убор -
войлочные шляпы, зимний -овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская
одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха
из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и
застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных
цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи -
платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате
шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда . Шубы из мерлушки или
кур-пея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки -
шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или
золотым шитьём), поверх неё большой платок.
Основа питания -
мясо-молочно-растительная.
Традиционные блюда - варёное
и жареное мясо, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды
сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджын) и пироги (хычыны) с
разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа),
среди лакомств - разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи,
праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона
(къара тай). Центром общей жизни была сельская община (эльджамагат), связанная
общностью территории и коллективным трудом по постройке и поддержанию в
сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум)
сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища,
наименование от одного мифического или реального родоначальника. Среди
карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной
собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным
потреблением. К концу 19 в. в связи с распадом семейных общин в сельской общине
стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиболее развитым видом народного
искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба
по дереву и камню, золотое шитьё. В народной жизни большое значение придаётся
этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на
альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками,
джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием
тяжестей и др. состязаниями. С исламом (утвердился в концу 18 в.) вошли в
традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с
общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные
карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется
богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, героич., сатирич.,
любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра
Ходжа. Традиционные музыкальные инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная
скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и
гармонь.